Вопросы, касающиеся получения специального образования, можно задать следующим образом: Посредством электронной почты Краснопольского районного ЦКРОиР: ckrokras@ookras.by Посредством электронной почты отдела по образованию krasnopolie@ookras.by

Шпаргалка для написания характеристики

ГУО «Краснопольский районный центр

коррекционно-развивающего обучения и реабилитации »

ПАМЯТКА ПО НАПИСАНИЮ ХАРАКТЕРИСТИКИ НА УЧАЩЕГОСЯ, ВОСПИТАННИКА

 Контактность:

. уходит от контакта;

. избегает контакта глаз при общении;

. протестная реакция на установление контакта;

. постепенное вхождение в контакт;

. трудности установления контакта;

. контакт лёгкий, поверхностный;

. не соблюдает дистанцию при общении со взрослыми;

. проявляет инициативу при общении, обращается с вопросами;

. требует постоянного внимания к себе;

. в речевой контакт не вступает, невербально взаимодействует.

Эмоции:

. фон настроения: повышен, снижен, нормальный, эйфоричный;

. лабильность эмоций;

. повышенная тревожность;

. уплощение эмоций;

. скудность внешних проявлений эмоций;

. незрелость эмоциональной сферы;

. эмоциональные реакции адекватны (неадекватны) ситуации обследования;

. острые реакции протеста;

. острые аффективные реакции (слёзы, крики);

. недержание эмоций;

. торпидность эмоциональных проявлений:

. быстрая эмоциональная возбудимость.

Реакции на поощрение и порицание:

. адекватные (не);

. реакция индифферентная (наблюдается повышение (понижение) результативности работы после поощрения (порицания));

. отсутствие реакции;

. отказ от деятельности после порицания;

. корректирует деятельность после порицания .

Характерологические особенности:

. двигательно  расторможен (беспокоен);

. не организуется за столом;

. импульсивность действий;

. поведение организованное;

. двигательно скован, напряжён, малоподвижен;

. наблюдаются навяз0чивые движения;

. наблюдаются тикоидные гиперкинезы;

. принимает закрытые позы;

. нет контакта глаз, голова опущена;

. агрессивное поведение;

. реакции аутоагрессии;

. полевое поведение;

. реакции негативизма;

. немотивированные поступки;

. демонстративность поведения, манерность, кривляние, обильная жестикуляция;

. поведение вычурное, неадекватное ситуации обследования;

. торпидность поведенческих реакций;

. аутичные реакции;

. конфликтное поведение;

. замкнут, робок, застенчив.

Общая моторика:

. не нарушена (нарушена);

. нарушена в силу дефекта;

. грубо нарушена;

. отмечается общая моторная неловкость.

Мелкая моторика:

. не нарушена (нарушена);

. нарушена в силу дефекта;

. грубо нарушена;

. отмечается общая моторная неловкость;

. движения не дифференцированы.

Мимическая моторика:

. яркая, выразительная;

. хорошо развита;

. невыразительная;

. лицо амимично.

Ведущая рука:

. правая (левая);

. амбидекстр;

. не дифференцирована.

Особенности развития познавательной сферы

Внимание:

. объём —  сужен, недостаточен;

. концентрация – нарушена, сформирована недостаточно;

. устойчивость – снижена;

. переключаемость – нарушена, затруднена;

. ослаблено внимание, неполноценность тонких форм зрительного, слухового, тактильного внимания;

.  нарушения пространственных и временных анализа и синтеза;

. недостаточность организации и исполнения сложных двигательных программ.

Восприятие

Зрительное:

. знает и называет основные цвета (оттеночные), формы;

. соотносит по цвету и форме, но не называет;

. сформировано;

. не сформировано (не сформирована прослеживающая функция глаза, цветоразличение, цветовосприятие);

. сенсорные эталоны сформированы;

. выделяет, различает, сравнивает геометрические фигуры.

Слуховое:

. не нарушено;

. тонкая и точная дифференцировка слухового восприятия;

. воспринимает неречевые звуки.

Тактильное:

. способ обследования предметов – двуручный, одноручный;

. совмещает зрительный и осязательный образ;

. узнаёт на ощупь дополнительные свойства предметов (колючий, гладкий, твёрдый, тёплый).

Пространственные представления:

. снижен уровень обобщённости и чёткости, фрагментарность зрительных представлений;

. нечётко дифференцирует основные признаки предметов;

. неполные, недостаточно чёткие, расплывчатые;

. недифференцированные, ошибочные, нестойкие;

. схематизм, вербализм представлений (без опоры на наглядный образ);

. умеет ориентироваться в схеме собственного тела;

. различает пространственное расположение частей тела;

. различает правую и левую стороны тела;

. определяет направление от себя, вперёд, назад, направо, налево;

. локализовывает предметы в пространстве относительно себя (справа, слева, спереди, сзади, за, перед);

. ориентируется в 2-3-х мерном пространстве (на плоскости стола, листе бумаги, в тетради, в книге).

Временные представления:

. называет самостоятельно (с помощью);

. правильно (неверно);

. не знает;

. путает последовательность;

. называет механически, не соотносит с картинкой.

Конструктивный праксис:

. правильно (с ошибками);

. с опорой (без опоры) на образец;

. по подражанию;

. по представлению.

Память:

. объём достаточен, не достаточен;

. темп замедлен;

. воспроизводит материал (не) полностью;

. самостоятельно (с помощью);

. точно (с ошибками);

. в верной (нарушенной) последовательности;

. недостатки памяти, всех видов запоминания (непроизвольного, произвольного, кратковременного и долговременного);

. ограничен объём памяти и снижена прочность запоминания;

. снижена способность устанавливать логические связи в процессе запоминания, уровень смысловой памяти снижен;

.не умеет рационально организовывать и контролировать свою работу, применять приёмы запоминания.

Воображение (непроизвольное, произвольное, репродуктивное, творческое, пассивное, активное, фантазии, мечтательность):

. активно фантазирует, опираясь на материал сюжетного ряда, в ходе игровой деятельности;

. трудности произвольного воображения, доступно непроизвольное;

. создаёт новые образы в рисунках (в рассказе, в игре);

. бедность создаваемых образов;

. требует помощи в активизации воображения;

.(не)  доступно создание (продуцирование) заданных образов путём конструирования (палочки, кубики, игровой материал);

. продуцирует много творческих идей;

. неадекватные реакции  замены действительности фантазиями, мечтаниями.

Мышление

Принятие задачи:

. понимает, принимает;

. принимает простую задачу;

. принимает задачу после многократного повторения;

. задачу не принимает.

Способы действия:

. хаотические пробы;

. целенаправленные пробы;

. примеривание;

. соотнесение.

Преобладающая форма мышления:

. наглядно-действенное;

. преобладает наглядно-действенное;

. с элементами словесно-логического ;

. другие варианты.

Операционная сторона:

. выполняет самостоятельно по 2 признакам (1 признаку);

. выполняет правильно (с помощью, с ошибками);

. при выполнении нуждается в постоянной направляющей помощи;

. выполняет  после обучающей помощи.

Обобщающие понятия:

. не сформированы (сформированы);

. основные сформированы в пассиве;

. сформированы на бытовом уровне;

. обобщает на вербальном уровне;

. обобщает по внешним (несущественным признакам).

Сюжетный ряд:

. выложил самостоятельно (с помощью);

. рассказ адекватный, соответствует сюжету, изображённую ситуацию понимает правильно;

. рассказ логичный, соответствует порядку;

. рассказ по наводящим вопросам.

Установление сходств и различий:

.  (не)устанавливает ;

. устанавливает по внешним  (несущественным) признакам.

Пространственный анализ и синтез:

. разрезную картинку из ……. частей складывает самостоятельно (с помощью);

. действует методом подбора;

. зрительное соотнесение;

. недостаточная гибкость мышления, склонность стереотипным, шаблонным способам решения;

. недостаточно владеют операциями абстрагирования;

. нарушено наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, возможность моделирования, способность соотнесения частей и целого в их пространственной координации;

. плохо сформированы навыки ориентации элементов конструкции в пространстве;

. снижена возможность классификации на вычленение  наглядно представленных признаков;

. не владеет интеллектуальными операциями: синтез, анализ, сравнения. Обобщения, абстрагирования:

. слабо владеет категориальными понятиями, обобщает по несущественным признакам;

. снижена адекватность обобщенности мышления, его операционной стороны;

. несформированность осознанности мышления, мышление носит конкретный характер;

. низкий уровень логических операций. Затруднено понимание связей и отношений, событий, снижена способность строить умозаключения, передавать последовательность событий рассказом, нарушена связность, отмечается смысловая неполнота ;

. имеющиеся понятия сужены, диффузны, ошибочны;

. затруднения при самостоятельном установлении причинно-следственных связей между предметами и явлениями при операциях анализа, синтеза, сравнения.

Использование различных видов дозированной помощи:

. использует все виды помощи;

. помощь не принимает;

. нуждается в постоянной помощи: направляющей, обучающей, стимулирующей, массированной, организующей.

Характер деятельности:

. действия целенаправленны (не);

. при выполнении задания теряет целенаправленность в деятельности, действия импульсивны, нарушен контроль за результатами собственной деятельности.

Мотивация:

. преобладает игровая мотивация;

. мотивационная сфера сформирована на уровне базальных потребностей.

Тип деятельности:

. темп нормальный;

. замедлен;

. быстрый темп деятельности.

Работоспособность:

. высокая;

. устойчивая;

. со временем резко снижается.

Импрессивная речь:

. инструкцию понимает в полном объёме;

. понимает простую инструкцию;

. избирательно понимает;

. не понимает;

. понимает на бытовом уровне;

. понимание ограничено в пределах ситуации;

.  фрагментарно воспринимает обращённую речь;

. обращённую речь не понимает, реагирует на интонационные характеристики голоса;

. речь не вызывает желания имитировать или подражать;

. отсутствуют предпосылки к речевому общению;

. отсутствие обращённости речи к конкретному лицу (безадресная, безликая речь).

Экспрессивная речь, словарь (количественная и качественная характеристика)

. в пределах возрастной нормы;

. беден, преобладает предметный;

. преобладают существительные и глаголы из обиходной лексики;

. ограничен качественный словарь;

. ограничен словарь слов-признаков;

. не употребляет наречий;

. не употребляет приставочных глаголов;

. затрудняется в подборе синонимов, антонимов;

. не использует изобразительные средства языка;

. страдает описательная сторона речи;

. правильно называет окружающие предметы и явления;

.владеет достаточным количеством слов, обозначающих качество предметов, действия;

. замена видовых понятий родовыми;

. отсутствует пассивный словарный запас (из-за отказа от контактов на вербальном уровне);

. автономные звукосочетания, возникающие спонтанно или отражённо при благоприятном расположении ребёнка;

. обрывки общеупотребительных существительных и глаголов;

. в речи отдельные вокализации, звукоподражания;

. бедность и инертность словарного запас.

Слоговая структура слова:

. нарушена, грубо нарушена;

. не нарушена, (не искажает);

. искажает в словах сложной слоговой структуры (усечения, перестановки слогов);

. искажает в словах со стечением согласных;

. контур (абрис) слова удерживает4

. нарушено в словах 3-4-х слоговой структуры;

. сокращает кол-во слогов, чаще при стечении согласных;

. добавление лишних звуков и слогов;

. пропуск слогов, пропуск звуков;

. перестановка звуков и слогов;

. меняющаяся структура одного итого же слова с увеличением количества повторений.

Грамматической строй речи:

. фраза простая нераспространённая;

. малораспространённая;

. аграмматичная;

. пользуется распространёнными, сложноподчинёнными предложениями;

. владеет развёрнутой фразой;

. нарушено строение предложно-падежных конструкций;

. нарушено управление и согласование;

. бедность и однообразие синтаксических и грамматических конструкций;

. неумение распространять предложение однородными членами;

. речевая активность очень низкая, высказывания односложны, грамматическое оформление неполноценно;

. речь изобилует эхолалиями, речевыми штампами, проявлениями речевой стереотипности, бесцельными манипулированиями, излишней детализацией;

. в речи много неологизмов;

. мутизм как отсутствие мотивации к речевому;

. частичный мутизм (необращённость речи к окружающим);

. ограничивается перечислением предметов или действий;

. ведёт длительную монологическую речь без обращения к окружающим.

  Связная речь:

. фраза простая нераспространённая;

. малораспространённая;

. аграмматичная;

. пользуется распространёнными, сложноподчинёнными предложениями;

. владеет развёрнутой фразой;

. нарушено строение предложно-падежных конструкций;

. нарушено управление и согласование;

. бедность и однообразие синтаксических и грамматических конструкций;

. неумение распространять предложение однородными членами;

. речевая активность очень низкая, высказывания односложны,

.грамматическое оформление неполноценно;

. речь изобилует эхолалиями, речевыми штампами, проявлениями речевой стереотипности, бесцельными манипулированиями, излишней детализацией;

. в речи много неологизмов;

. мутизм как отсутствие мотивации ;

. частичный мутизм (необращённость речи к окружающим);

. ограничивается перечислением предметов или действий;

. ведёт длительную монологическую речь без обращения к окружающим.

Звукопроизношение:

. не нарушено;

. свистящий (шипящий) сигматизм;

. ротацизм, ламбдацизм;

. нарушено произношение всех групп звуков по дизартрическому типу;

. боковое произношение звуков;

. утрированное произношение  всех звуков;

. нарушено полиморфно;

. в речи изобилуют замены, смешения;

. пользуется отдельными гласными.

Артикуляционный аппарат:

. без видимой патологии;

. гиперсаливация;

. прогения;

. прогнатия;

. открытый боковой прикус;

. отсутствие зубов;

. зубы редкие, кривые, мелкие, отсутствуют резцы, верхние, нижние;

. прикус – открытый передний, открытый боковой односторонний или двусторонний, прогнатия (выступание верхней челюсти), прогения (выступание нижней челюсти) .

Язык (толстый, массивный; короткий, длинный, маленький)

. кончик языка слабо выражен, раздвоен;

. верхний подъём ограничен, затруднён, отсутствует;

. беспокойный; цианичный, гипермирован;

. не удерживается поза языка ;

. движения языка не в полном объёме, неточные, плохо дифференцированы.

Губы  (узкие, толстые; после хейлопластики;

толстые, мясистые, короткие, отвисание нижней губы;

затруднены или отсутствуют произвольные движения губ, языка)

Голос (тихий, звонкий, хриплый, громкий, назальный оттенок; глухой невыразительный, безинтонационный; немодулированный, высокий, низкий)

Просодика (тахилалия, брадилалия, баттаризм, речь плавная, речь скандированная)

Дыхание (поверхностное, верхнеключичное, диафрагмальное;

речь на вдохе, запинки

Фонематический слух:

. не дифференцирует свистящие – шипящие (звонкие – глухие);

. путает сходные по звучанию звуки (слова);

. не сформирован;

. нарушен, грубо нарушен.

Фонематический анализ и синтез:

. не сформирован, формируется;

. может выделить первый (последний) звук;

. может составить слово из 3-х названных звуков;

. синтез недоступен;

. подбирает слова на заданный звук;

. выделяет заданный звук в звуковом потоке;

. определяет место звука в слове;

. образует слово из заданных звуков.

Игровая деятельность

Характер действия с игрушками:

.  доступны манипуляции с предметом, без понимания их назначения;

. выполняет предметные действия (процессуальные), в соответствии с их назначением;

. игра с элементами сюжета;

. не удерживается в рамках правил игры  (сюжета);

. в сюжетно-ролевой игре – фиксация на определённой форме.

Проявление интереса к игре:

. не проявляет интереса;

. проявляет стойкий эпизодический интерес;

. проявляет интерес только к игрушкам с яркими сенсорными; . .характеристиками (звук, цвет).

Адекватность использования игрушек:

. адекватно, неадекватно;

. стереотипность действий с игрушкой;

. застревание  на определённых действиях с игрушкой;

. навязчивые действия с игрушкой.

Использование предметов-заместителей:

. не использует;

. использует активно;

. эпизодически использует.

Навыки общения:

. сформированы (в полном объёме, недостаточно, частично);

. социальные контакты сужены, общение только с членами семьи;

. испытывает дефицит общения со сверстниками;

. испытывает трудности в общении;

. навыки социального взаимодействия сформированы.

Предпочитаемые занятия:

. предпочитает игры за столом;

. совместные подвижные игры;

. игры в одиночку;

. наблюдаются немотивированные действия, хаотичные движения, хождение по кругу;

. чаще манипулятивная деятельность с предметами;

. проявляет наибольший интерес к изодеятельности;

. чаще наблюдается процессуальная игра;

. проявляет инициативу в сюжетно-ролевых играх.

Изобразительная деятельность:

. навыки сформированы в соответствии с программными требованиями;

. графические навыки сформированы;

. графические навыки сформированы недостаточно (вызывают сложности)

не удерживает карандаш в правильной позиции;

. правильно удерживает карандаш (пинцетный способ);

. неправильно удерживает карандаш (в кулаке, на весу).

 

Ковалева Н.В.