Шпаргалка для написания характеристики
ГУО «Краснопольский районный центр
коррекционно-развивающего обучения и реабилитации »
ПАМЯТКА ПО НАПИСАНИЮ ХАРАКТЕРИСТИКИ НА УЧАЩЕГОСЯ, ВОСПИТАННИКА
Контактность:
. уходит от контакта;
. избегает контакта глаз при общении;
. протестная реакция на установление контакта;
. постепенное вхождение в контакт;
. трудности установления контакта;
. контакт лёгкий, поверхностный;
. не соблюдает дистанцию при общении со взрослыми;
. проявляет инициативу при общении, обращается с вопросами;
. требует постоянного внимания к себе;
. в речевой контакт не вступает, невербально взаимодействует.
Эмоции:
. фон настроения: повышен, снижен, нормальный, эйфоричный;
. лабильность эмоций;
. повышенная тревожность;
. уплощение эмоций;
. скудность внешних проявлений эмоций;
. незрелость эмоциональной сферы;
. эмоциональные реакции адекватны (неадекватны) ситуации обследования;
. острые реакции протеста;
. острые аффективные реакции (слёзы, крики);
. недержание эмоций;
. торпидность эмоциональных проявлений:
. быстрая эмоциональная возбудимость.
Реакции на поощрение и порицание:
. адекватные (не);
. реакция индифферентная (наблюдается повышение (понижение) результативности работы после поощрения (порицания));
. отсутствие реакции;
. отказ от деятельности после порицания;
. корректирует деятельность после порицания .
Характерологические особенности:
. двигательно расторможен (беспокоен);
. не организуется за столом;
. импульсивность действий;
. поведение организованное;
. двигательно скован, напряжён, малоподвижен;
. наблюдаются навяз0чивые движения;
. наблюдаются тикоидные гиперкинезы;
. принимает закрытые позы;
. нет контакта глаз, голова опущена;
. агрессивное поведение;
. реакции аутоагрессии;
. полевое поведение;
. реакции негативизма;
. немотивированные поступки;
. демонстративность поведения, манерность, кривляние, обильная жестикуляция;
. поведение вычурное, неадекватное ситуации обследования;
. торпидность поведенческих реакций;
. аутичные реакции;
. конфликтное поведение;
. замкнут, робок, застенчив.
Общая моторика:
. не нарушена (нарушена);
. нарушена в силу дефекта;
. грубо нарушена;
. отмечается общая моторная неловкость.
Мелкая моторика:
. не нарушена (нарушена);
. нарушена в силу дефекта;
. грубо нарушена;
. отмечается общая моторная неловкость;
. движения не дифференцированы.
Мимическая моторика:
. яркая, выразительная;
. хорошо развита;
. невыразительная;
. лицо амимично.
Ведущая рука:
. правая (левая);
. амбидекстр;
. не дифференцирована.
Особенности развития познавательной сферы
Внимание:
. объём — сужен, недостаточен;
. концентрация – нарушена, сформирована недостаточно;
. устойчивость – снижена;
. переключаемость – нарушена, затруднена;
. ослаблено внимание, неполноценность тонких форм зрительного, слухового, тактильного внимания;
. нарушения пространственных и временных анализа и синтеза;
. недостаточность организации и исполнения сложных двигательных программ.
Восприятие
Зрительное:
. знает и называет основные цвета (оттеночные), формы;
. соотносит по цвету и форме, но не называет;
. сформировано;
. не сформировано (не сформирована прослеживающая функция глаза, цветоразличение, цветовосприятие);
. сенсорные эталоны сформированы;
. выделяет, различает, сравнивает геометрические фигуры.
Слуховое:
. не нарушено;
. тонкая и точная дифференцировка слухового восприятия;
. воспринимает неречевые звуки.
Тактильное:
. способ обследования предметов – двуручный, одноручный;
. совмещает зрительный и осязательный образ;
. узнаёт на ощупь дополнительные свойства предметов (колючий, гладкий, твёрдый, тёплый).
Пространственные представления:
. снижен уровень обобщённости и чёткости, фрагментарность зрительных представлений;
. нечётко дифференцирует основные признаки предметов;
. неполные, недостаточно чёткие, расплывчатые;
. недифференцированные, ошибочные, нестойкие;
. схематизм, вербализм представлений (без опоры на наглядный образ);
. умеет ориентироваться в схеме собственного тела;
. различает пространственное расположение частей тела;
. различает правую и левую стороны тела;
. определяет направление от себя, вперёд, назад, направо, налево;
. локализовывает предметы в пространстве относительно себя (справа, слева, спереди, сзади, за, перед);
. ориентируется в 2-3-х мерном пространстве (на плоскости стола, листе бумаги, в тетради, в книге).
Временные представления:
. называет самостоятельно (с помощью);
. правильно (неверно);
. не знает;
. путает последовательность;
. называет механически, не соотносит с картинкой.
Конструктивный праксис:
. правильно (с ошибками);
. с опорой (без опоры) на образец;
. по подражанию;
. по представлению.
Память:
. объём достаточен, не достаточен;
. темп замедлен;
. воспроизводит материал (не) полностью;
. самостоятельно (с помощью);
. точно (с ошибками);
. в верной (нарушенной) последовательности;
. недостатки памяти, всех видов запоминания (непроизвольного, произвольного, кратковременного и долговременного);
. ограничен объём памяти и снижена прочность запоминания;
. снижена способность устанавливать логические связи в процессе запоминания, уровень смысловой памяти снижен;
.не умеет рационально организовывать и контролировать свою работу, применять приёмы запоминания.
Воображение (непроизвольное, произвольное, репродуктивное, творческое, пассивное, активное, фантазии, мечтательность):
. активно фантазирует, опираясь на материал сюжетного ряда, в ходе игровой деятельности;
. трудности произвольного воображения, доступно непроизвольное;
. создаёт новые образы в рисунках (в рассказе, в игре);
. бедность создаваемых образов;
. требует помощи в активизации воображения;
.(не) доступно создание (продуцирование) заданных образов путём конструирования (палочки, кубики, игровой материал);
. продуцирует много творческих идей;
. неадекватные реакции замены действительности фантазиями, мечтаниями.
Мышление
Принятие задачи:
. понимает, принимает;
. принимает простую задачу;
. принимает задачу после многократного повторения;
. задачу не принимает.
Способы действия:
. хаотические пробы;
. целенаправленные пробы;
. примеривание;
. соотнесение.
Преобладающая форма мышления:
. наглядно-действенное;
. преобладает наглядно-действенное;
. с элементами словесно-логического ;
. другие варианты.
Операционная сторона:
. выполняет самостоятельно по 2 признакам (1 признаку);
. выполняет правильно (с помощью, с ошибками);
. при выполнении нуждается в постоянной направляющей помощи;
. выполняет после обучающей помощи.
Обобщающие понятия:
. не сформированы (сформированы);
. основные сформированы в пассиве;
. сформированы на бытовом уровне;
. обобщает на вербальном уровне;
. обобщает по внешним (несущественным признакам).
Сюжетный ряд:
. выложил самостоятельно (с помощью);
. рассказ адекватный, соответствует сюжету, изображённую ситуацию понимает правильно;
. рассказ логичный, соответствует порядку;
. рассказ по наводящим вопросам.
Установление сходств и различий:
. (не)устанавливает ;
. устанавливает по внешним (несущественным) признакам.
Пространственный анализ и синтез:
. разрезную картинку из ……. частей складывает самостоятельно (с помощью);
. действует методом подбора;
. зрительное соотнесение;
. недостаточная гибкость мышления, склонность стереотипным, шаблонным способам решения;
. недостаточно владеют операциями абстрагирования;
. нарушено наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, возможность моделирования, способность соотнесения частей и целого в их пространственной координации;
. плохо сформированы навыки ориентации элементов конструкции в пространстве;
. снижена возможность классификации на вычленение наглядно представленных признаков;
. не владеет интеллектуальными операциями: синтез, анализ, сравнения. Обобщения, абстрагирования:
. слабо владеет категориальными понятиями, обобщает по несущественным признакам;
. снижена адекватность обобщенности мышления, его операционной стороны;
. несформированность осознанности мышления, мышление носит конкретный характер;
. низкий уровень логических операций. Затруднено понимание связей и отношений, событий, снижена способность строить умозаключения, передавать последовательность событий рассказом, нарушена связность, отмечается смысловая неполнота ;
. имеющиеся понятия сужены, диффузны, ошибочны;
. затруднения при самостоятельном установлении причинно-следственных связей между предметами и явлениями при операциях анализа, синтеза, сравнения.
Использование различных видов дозированной помощи:
. использует все виды помощи;
. помощь не принимает;
. нуждается в постоянной помощи: направляющей, обучающей, стимулирующей, массированной, организующей.
Характер деятельности:
. действия целенаправленны (не);
. при выполнении задания теряет целенаправленность в деятельности, действия импульсивны, нарушен контроль за результатами собственной деятельности.
Мотивация:
. преобладает игровая мотивация;
. мотивационная сфера сформирована на уровне базальных потребностей.
Тип деятельности:
. темп нормальный;
. замедлен;
. быстрый темп деятельности.
Работоспособность:
. высокая;
. устойчивая;
. со временем резко снижается.
Импрессивная речь:
. инструкцию понимает в полном объёме;
. понимает простую инструкцию;
. избирательно понимает;
. не понимает;
. понимает на бытовом уровне;
. понимание ограничено в пределах ситуации;
. фрагментарно воспринимает обращённую речь;
. обращённую речь не понимает, реагирует на интонационные характеристики голоса;
. речь не вызывает желания имитировать или подражать;
. отсутствуют предпосылки к речевому общению;
. отсутствие обращённости речи к конкретному лицу (безадресная, безликая речь).
Экспрессивная речь, словарь (количественная и качественная характеристика)
. в пределах возрастной нормы;
. беден, преобладает предметный;
. преобладают существительные и глаголы из обиходной лексики;
. ограничен качественный словарь;
. ограничен словарь слов-признаков;
. не употребляет наречий;
. не употребляет приставочных глаголов;
. затрудняется в подборе синонимов, антонимов;
. не использует изобразительные средства языка;
. страдает описательная сторона речи;
. правильно называет окружающие предметы и явления;
.владеет достаточным количеством слов, обозначающих качество предметов, действия;
. замена видовых понятий родовыми;
. отсутствует пассивный словарный запас (из-за отказа от контактов на вербальном уровне);
. автономные звукосочетания, возникающие спонтанно или отражённо при благоприятном расположении ребёнка;
. обрывки общеупотребительных существительных и глаголов;
. в речи отдельные вокализации, звукоподражания;
. бедность и инертность словарного запас.
Слоговая структура слова:
. нарушена, грубо нарушена;
. не нарушена, (не искажает);
. искажает в словах сложной слоговой структуры (усечения, перестановки слогов);
. искажает в словах со стечением согласных;
. контур (абрис) слова удерживает4
. нарушено в словах 3-4-х слоговой структуры;
. сокращает кол-во слогов, чаще при стечении согласных;
. добавление лишних звуков и слогов;
. пропуск слогов, пропуск звуков;
. перестановка звуков и слогов;
. меняющаяся структура одного итого же слова с увеличением количества повторений.
Грамматической строй речи:
. фраза простая нераспространённая;
. малораспространённая;
. аграмматичная;
. пользуется распространёнными, сложноподчинёнными предложениями;
. владеет развёрнутой фразой;
. нарушено строение предложно-падежных конструкций;
. нарушено управление и согласование;
. бедность и однообразие синтаксических и грамматических конструкций;
. неумение распространять предложение однородными членами;
. речевая активность очень низкая, высказывания односложны, грамматическое оформление неполноценно;
. речь изобилует эхолалиями, речевыми штампами, проявлениями речевой стереотипности, бесцельными манипулированиями, излишней детализацией;
. в речи много неологизмов;
. мутизм как отсутствие мотивации к речевому;
. частичный мутизм (необращённость речи к окружающим);
. ограничивается перечислением предметов или действий;
. ведёт длительную монологическую речь без обращения к окружающим.
Связная речь:
. фраза простая нераспространённая;
. малораспространённая;
. аграмматичная;
. пользуется распространёнными, сложноподчинёнными предложениями;
. владеет развёрнутой фразой;
. нарушено строение предложно-падежных конструкций;
. нарушено управление и согласование;
. бедность и однообразие синтаксических и грамматических конструкций;
. неумение распространять предложение однородными членами;
. речевая активность очень низкая, высказывания односложны,
.грамматическое оформление неполноценно;
. речь изобилует эхолалиями, речевыми штампами, проявлениями речевой стереотипности, бесцельными манипулированиями, излишней детализацией;
. в речи много неологизмов;
. мутизм как отсутствие мотивации ;
. частичный мутизм (необращённость речи к окружающим);
. ограничивается перечислением предметов или действий;
. ведёт длительную монологическую речь без обращения к окружающим.
Звукопроизношение:
. не нарушено;
. свистящий (шипящий) сигматизм;
. ротацизм, ламбдацизм;
. нарушено произношение всех групп звуков по дизартрическому типу;
. боковое произношение звуков;
. утрированное произношение всех звуков;
. нарушено полиморфно;
. в речи изобилуют замены, смешения;
. пользуется отдельными гласными.
Артикуляционный аппарат:
. без видимой патологии;
. гиперсаливация;
. прогения;
. прогнатия;
. открытый боковой прикус;
. отсутствие зубов;
. зубы редкие, кривые, мелкие, отсутствуют резцы, верхние, нижние;
. прикус – открытый передний, открытый боковой односторонний или двусторонний, прогнатия (выступание верхней челюсти), прогения (выступание нижней челюсти) .
Язык (толстый, массивный; короткий, длинный, маленький)
. кончик языка слабо выражен, раздвоен;
. верхний подъём ограничен, затруднён, отсутствует;
. беспокойный; цианичный, гипермирован;
. не удерживается поза языка ;
. движения языка не в полном объёме, неточные, плохо дифференцированы.
Губы (узкие, толстые; после хейлопластики;
толстые, мясистые, короткие, отвисание нижней губы;
затруднены или отсутствуют произвольные движения губ, языка)
Голос (тихий, звонкий, хриплый, громкий, назальный оттенок; глухой невыразительный, безинтонационный; немодулированный, высокий, низкий)
Просодика (тахилалия, брадилалия, баттаризм, речь плавная, речь скандированная)
Дыхание (поверхностное, верхнеключичное, диафрагмальное;
речь на вдохе, запинки
Фонематический слух:
. не дифференцирует свистящие – шипящие (звонкие – глухие);
. путает сходные по звучанию звуки (слова);
. не сформирован;
. нарушен, грубо нарушен.
Фонематический анализ и синтез:
. не сформирован, формируется;
. может выделить первый (последний) звук;
. может составить слово из 3-х названных звуков;
. синтез недоступен;
. подбирает слова на заданный звук;
. выделяет заданный звук в звуковом потоке;
. определяет место звука в слове;
. образует слово из заданных звуков.
Игровая деятельность
Характер действия с игрушками:
. доступны манипуляции с предметом, без понимания их назначения;
. выполняет предметные действия (процессуальные), в соответствии с их назначением;
. игра с элементами сюжета;
. не удерживается в рамках правил игры (сюжета);
. в сюжетно-ролевой игре – фиксация на определённой форме.
Проявление интереса к игре:
. не проявляет интереса;
. проявляет стойкий эпизодический интерес;
. проявляет интерес только к игрушкам с яркими сенсорными; . .характеристиками (звук, цвет).
Адекватность использования игрушек:
. адекватно, неадекватно;
. стереотипность действий с игрушкой;
. застревание на определённых действиях с игрушкой;
. навязчивые действия с игрушкой.
Использование предметов-заместителей:
. не использует;
. использует активно;
. эпизодически использует.
Навыки общения:
. сформированы (в полном объёме, недостаточно, частично);
. социальные контакты сужены, общение только с членами семьи;
. испытывает дефицит общения со сверстниками;
. испытывает трудности в общении;
. навыки социального взаимодействия сформированы.
Предпочитаемые занятия:
. предпочитает игры за столом;
. совместные подвижные игры;
. игры в одиночку;
. наблюдаются немотивированные действия, хаотичные движения, хождение по кругу;
. чаще манипулятивная деятельность с предметами;
. проявляет наибольший интерес к изодеятельности;
. чаще наблюдается процессуальная игра;
. проявляет инициативу в сюжетно-ролевых играх.
Изобразительная деятельность:
. навыки сформированы в соответствии с программными требованиями;
. графические навыки сформированы;
. графические навыки сформированы недостаточно (вызывают сложности)
не удерживает карандаш в правильной позиции;
. правильно удерживает карандаш (пинцетный способ);
. неправильно удерживает карандаш (в кулаке, на весу).
Ковалева Н.В.