Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
Дети с интеллектуальной недостаточностью испытывают трудности в обследовании предметов, выделении нужных свойств, в обозначении этих свойств словом. Процессы восприятия у них замедлены, недостаточно избирательны, часто фрагментарны и не обобщены. Недостаточность процессов восприятия задерживает развитие всей познавательной деятельности ребенка.
У детей с интеллектуальной недостаточностью также снижена ориентировочная деятельность и потребность в новых впечатлениях, способность к обобщению, выделению существенного при оперировании новым материалом, комбинированию элементов по наглядному образцу и представлению, установлению смысловых связей между понятиями и терминами, их обозначающими, то есть, наблюдается недостаточность развития словесно-логического мышления.
Указанные особенности ребенка с интеллектуальной недостаточностью вызывают не только замедленный темп развития, но и своеобразие этого развития в целом.
Становится ясно, что таким детям нужна специальная коррекционная помощь в разном объеме, в зависимости от структуры и степени тяжести нарушения умственного развития. И первый шаг по оказанию помощи — сенсомоторное развитие ребенка.
Сенсомоторное развитие детей с интеллектуальной недостаточностью имеет свои особенности.
Основная форма организации обучения детей – занятие. При этом целесообразно избрать индивидуальную форму работы как наиболее действенную и эффективную на начальном этапе, поскольку именно она создает возможности установления наиболее тесного эмоционального контакта между ребенком и педагогом, а также имеется возможность отработать под контролем педагога определенный навык.
Кроме того, сенсорное воспитание осуществляется в условиях повседневной жизни детей в процессе игр и труда, что способствует обогащению чувственного опыта ребенка через восприятие целого комплекса различных свойств и сторон явлений общественной жизни, природы, мира вещей.
Знакомство с основными эталонами формы (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник), величины (длинный-короткий, высокий-низкий, толстый-тонкий и др.), цвета (основные цвета спектра, белый, черный) изначально осуществляется посредством соотнесения предметов между собой. На более высоком уровне развития распознавание формы, величины и цвета достигается путем соотнесения свойств предметов с уже усвоенными эталонами.
Восприятию формы независимо от положения фигуры в пространстве, ее цвета и величины способствует овладение практическими действиями наложения фигур, прикладывания, сопоставления элементов фигур и др. Особое внимание при этом уделяется обучению моделирующим движениям — обведению фигуры по контуру и ощупывающим движениям.
Данные умения формируются в играх и упражнениях на группировку предметов по форме, на узнавание знакомых форм на рисунке, на определение формы предметов, расположенных в разных ракурсах, и др. Кроме того, развитие данных навыков происходит в процессе рисования и конструирования. С этой же целью используются игровые упражнения и дидактические игры «Чудесный мешочек», «Узнай фигуру», «Найди пару», «Каждую фигуру — на свое место», «Найди предмет указанной формы», «Определи форму предмета», «Из каких фигур состоит машина?». «Какая фигура лишняя?», «Сенсорный коврик», «Составим фигуру сами» и др.
Величина предмета рассматривается как его размер, объем, протяженность, то есть — те параметры, которые можно измерить. Величина — понятие относительное. Чаще всего она соотносится с двумя прилагательными — большой и маленький, а значит, познается только в сравнении с какой-либо другой величиной (большей, меньшей, такой же). Восприятие детьми различных параметров величины (длины, ширины, высоты, толщины) осуществляется с помощью практических действий наложения, приложения, примеривания, ощупывания, измерения, группировки предметов по определенному признаку.
Для каждого параметра величины используются четыре вида игр и упражнений:
1. Сравнивание предметов (объектов) по высоте:
- сравнивание предметов мебели между собой (стол письменный и парта, стул учительский и ученический, шкаф с антресолью и без нее и т.д.);
- сравнивание деталей строительного набора, игрушек и т.д.;
- сравнивание по росту двух детей, взрослого и ребенка
2. Сравнивание плоскостных изображений:
- подбор одежды нужного размера для картонных кукол разной величины;
- сравнивание плоскостных геометрических фигур (столбики, треугольники и т.д.), различающихся только по высоте.
3.Сравнивание нарисованных предметных изображений (например, разных по высоте и по-разному расположенных на листе бумаги столбиков, нарисованных домиков, деревьев и т.д.).
4.Сравнивание параметров предметов по представлению.
Рекомендуется использовать такие игровые упражнения, как «Сравни предметы по высоте», «Найди окошко», «Чей домик», «Спрячь игрушку», «Подбери по величине», «Ленточка короткая и длинная»
Цвет определяется как световой фон чего-либо, окраска. Для того, чтобы воспринять цвет, его обязательно нужно увидеть. А это означает, что в основе восприятия цвета лежит зрительная ориентировка.
Работа по ознакомлению с цветом детей с интеллектуальной недостаточностью строится в несколько этапов. Первые игры и упражнения предполагают выбор по образцу знакомых предметов, резко различных по цвету. Понятие «цвет» (само слово) дается на примере двух-трех контрастных цветов («Какого цвета не стало?», « Найди предметы такого же цвета», «Собери узор»)
Следующим этапом работы является использование заданий, основанных на зрительном сближении, то есть примеривании предметов по цвету (найти похожий цвет по образцу). Сближение позволяет увидеть наличие или отсутствие так называемого цветового перепада (резкого или близкого) между двумя цветами. Действуя с цветом, дети запоминают сначала сами цвета, а затем — их названия: желтый, красный, синий, зеленый, а также белый и черный и лишь в последующем — названия дополнительных цветов и оттенков. Постепенно у детей начинают складываться представления о цвете как свойстве предметов, которые закрепляются в слове-названии. На этом этапе уточняются представления о постоянных цветах (снег белый, огурец зеленый, лимон желтый, земля черная, помидор красный и т.д.). Можно использовать игры и игровые упражнения «Какие цвета использованы?», «Найди цветочек для бабочки» и др.
Тактильный вид ощущений возникает в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дает возможность познать форму, величину, упругость, плотность и шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета. Таким образом, тактильное восприятие представляет собой отражение целого комплекса качеств объекта, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли.
Ребенок с интеллектуальной недостаточностью не проявляет стремления к тактильному обследованию предметов и самостоятельно не овладевает ощупывающими движениями. Получив задание опознать предмет на ощупь, он обычно подолгу держит его в руке, не производя никаких движений, а потому и не может выделить форму, величину, расположение частей, фактуру. Без специально организованной коррекционной работы тактильная чувствительность у таких детей не развивается.
Органом осязания служит рука. На концевых фалангах пальцев тыльной поверхности кисти находится наибольшее количество специализированных окончаний нервных волокон, расположенных в коже и реагирующих на прикосновения к ней. От синхронности движений пальцев обеих рук, точности и целенаправленности движений, последовательности перцептивных (обследующих) действий зависит полнота и правильность образа воспринимаемого предмета.
Следовательно, развитию тактильно-двигательных ощущений будут способствовать «ручные» виды деятельности:
- лепка из глины, пластилина, теста;
- аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);
- аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);
- оригами (конструирование из бумаги);
- макраме (плетение из ниток, веревок);
- рисование (пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»);
- игры с мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным);
- игры с пазлами;
- сортировка мелких предметов (пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки) разных по величине, форме, материалу;
- игры с водой разной температуры;
- игры с мелкими камушками, сухим песком (теплым и холодным) и др.
Не следует забывать и о традиционной пальчиковой гимнастике, использовании элементов массажа и самомассажа рук, которые также способствуют повышению тактильной чувствительности.
Один из основных способов развития тактильных ощущений — дидактические игры. В играх приходится создавать особые условия для выделения тактильно-двигательного восприятия: поставить ширму, использовать непрозрачные салфетку или мешочек, предложить закрыть (завязать) ребенку глаза и др.
Дидактические игры для развития тактильных ощущений:
«Холодно – тепло — горячо», «Поймай игрушку», «Кто быстрее», «Определи на ощупь» «Разложи по размеру» , «Крупинки — выдумки», «Сенсорная тропа для ног»
У детей с интеллектуальной недостаточностью формирование слухового восприятия, различения неречевых звуков и умения действовать в соответствии со звуковым сигналом представляет большие трудности. У таких детей наблюдается недостаток управления своим слухом: неумение прислушиваться, сравнивать и оценивать звуки по силе, тембру, характеру; вследствие общей патологической инертности нет интереса к неречевым звукам, выявляется недостаточная их дифференцировка; дети слабо реагируют на звуки и не опираются на них в своей деятельности.
На начальном этапе для различения неречевых звуков (как и речевого материала) требуется зрительная, зрительно-двигательная или просто двигательная опора. Это означает, что ребенок должен видеть предмет, который издает какой-то необычный звук, сам попробовать извлечь из него звук разными способами, то есть совершить определенные действия. Дополнительная чувственная опора становится не обязательной лишь тогда, когда у ребенка сформировался нужный слуховой образ.
Игры на восприятие звука должны дать представление о разных по характеру шумах: шуршании, скрипе, писке, бульканье, звоне, шелесте, стуке, пении птиц, шуме поезда, машин, криках животных, о громком и тихом звуке, шепоте: «Что слышно», «Определи что слышно», «Шумящие коробочки», «Колокольчик», «Определи откуда звук», «Далеко близко», «Тихо громко», «Двигаемся под музыку» и др.
Дети с интеллектуальной недостаточностью слабо осознают возможности обонятельного, осязательного, слухового и вкусового анализаторов, что объясняется недоразвитием центральной нервной системы. Безукоризненная работа органов чувств зависит от состояния центральной нервной системы. А значит, требуется целенаправленная работа по обучению таких детей познанию особых свойств предметов и явлений.
Все окружающие нас запахи можно условно разделить на две группы: приятные и неприятные (например, среди пищевых продуктов запах свежего хлеба — приятный, а испорченного мяса — неприятный).
Внутри каждой группы выделяется огромное количество разных дифференцируемых запахов и ароматов.
Обучение детей их различению проводится поэтапно:
- знакомство с характерными запахами отдельных реальных предметов и объектов живой и неживой природы, обозначение словом;
- сравнение разных запахов и закрепление их различения в процессе дидактических игр и упражнений;
3) различение более сложных (составных) ароматов. Знакомство с часто встречающимися, характерными запахами изначально проводится в повседневной жизни. Дети запоминают и различают запах хлеба, лука, апельсина, колбасы, кофе, лекарства, цветов и других предметов, обозначают их словом:
запах лука — резкий, сильный, раздражающий, свежий, горьковатый;
запах апельсина — приятный, свежий, бодрящий, легкий, сладковатый и т.д.
Знакомство с новым запахом начинается с сопоставления двух идентичных веществ, одно из которых имеет запах, а другое — нет. Например, при сравнении ванилина и сахарной пудры дети отмечают их одинаковые свойства: цвет, сыпучесть, порошкообразность. Под руководством педагога выясняется, чем они отличаются друг от друга (сахарная пудра не имеет запаха, а ванилину присущ приятный, сильный, пикантный запах).
Следующим этапом работы является выделение запаха ванилина путем сравнения с контрастными запахами уже знакомых детям продуктов (или веществ, предметов): свежего огурца, лука, сосновой шишки и др.
Заключительным этапом работы над новым запахом является сравнение его с запахами веществ (предметов, продуктов) той же видовой группы. Если ванилин — это пряность, то сравнение следует вести с запахами других пряностей: корицы, гвоздики, мускатного ореха. Запах розы сравнивается с запахом других цветов, запах земляники — с запахом других ягод и т.д.
Постепенно дети учатся выделять и неприятные, отталкивающие запахи — и в первую очередь пищевых продуктов (несвежая колбаса, испорченное мясо, загнившая картофелина и др.), что должно приучить их к осторожному использованию таких продуктов. При этом педагог показывает, как нужно нюхать незнакомые предметы (осторожно, несильно, на расстоянии).
В дидактических играх закрепляются навыки различения запахов предметов, что в конечном итоге способствует дифференциации предметов (веществ) окружающего мира с помощью обоняния.
Игровые упражнения:
«Определи предмет по запаху», «Вспомни как они пахнут», « Три флакона» «Определи на вкус» «Вкусовые баночки», «Назови вкус продуктов».
Систематическая и планомерная работа по проблеме сенсорного воспитания путем использования дидактических игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность, речь, восприятие сенсорных эталонов у дошкольников с интеллектуальной деятельностью.
На основе использования игр по сенсомоторике и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия, у дошкольников развивается наблюдательность, внимание, память, воображение, навыки игровой, учебной деятельности, расширяется словарный запас.
Марченко Ольга Ивановна, воспитатель дошкольного образования
Контакты
Адрес
213561, Могилевская обл., г.п. Краснополье, ул. Тимирязева,30 "А"
Кабинет директора
8 (02238)71727
Приёмная
8 (02238)71727
Кабинет директора
8 (02238)71727
Почта
ckrokras@ookras.by