Игры с сыпучими материалами как средство развития мелкой моторики ребенка с тяжёлыми множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии
Развитие мелкой моторики является одной из первостепенных задач развития ребенка с тяжёлыми множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии (далее ТМН) В этом смысле отличным игровым материалом могут стать крупы. Мария Монтессори считала, что развитие мелкой моторики с помощью сыпучих материалов (гречка, фасоль, горох, манка) занимает особое значение. Знакомясь с различными сыпучими материалами, ребенок получает массу тактильных впечатлений, развивает фантазию и мелкую моторику. Дети с удовольствием и с большим интересом работают с крупами, что также способствует развитию и усовершенствованию координации рук и пальцев, развитию «пинцетного» захвата, развитию умения концентрироваться.
Занятия с сыпучими материалами очень полезны для здоровья, они позитивно влияют на эмоциональное состояние детей, как бы заземляя негативную энергию. Детям всегда нравится все трогать, пересыпать ручками и совочком. Это благотворно влияет на психику, успокаивает, создает умиротворенное настроение, гасит негативные эмоции. Различные действия с сыпучими материалами — успокаивают импульсивных, чересчур активных детей и раскрепощают зажатых, скованных и тревожных.
Именно поэтому в своей работе с учащимися специального класса активно использую данную форму работы. В процессе игр с сыпучими материалами постоянно предлагаю ребятам выполнение игровых действий в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка:
— совместные действия ребенка и взрослого;
— действия по подражанию и по образцу, предложенному взрослым;
-самостоятельные действия, которые отражают собственный замысел ребенка.
Для детей постоянно предлагаю различные варианты игр:
• игровой массаж рук;
• пересыпание: с помощью ложки, с помощью небольшой емкости (чашка, стакан), через воронку;
• перекладывание с небольшой емкости в другую емкость с узким горлышком;
•просеивание: мелкого сыпучего материала (манка, гречка, рис) и более крупного (фасоль, горох, макароны) с помощью сита;
• перебирание;
• смешивание сыпучих материалов;
• сортировка;
• рисование на манке;
• насыпные аппликации.
Значение игр с крупой и песком для детей с ТМН трудно переоценить. Крупа и песок положительно действуют на ребенка: успокаивается нервная система, уходит негативная психическая энергия, происходит гармонизация, профилактика и коррекция эмоционального состояния ребенка.
Таким образом, игры и занятия с сыпучими материалами — это не только средство развития мелкой моторики ребенка с тяжёлыми множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии, но и значимый мотивирующий фактор активности ребенка, его познавательного развития, психического здоровья и благополучия.
Божкова М.Н., учитель
Контакты
Адрес
213561, Могилевская обл., г.п. Краснополье, ул. Тимирязева,30 "А"
Кабинет директора
8 (02238)71727
Приёмная
8 (02238)71727
Кабинет директора
8 (02238)71727
Почта
ckrokras@ookras.by